Целевая аудитория, которой не существует 

31.01.2023
Целевая аудитория или пресловутая ЦА — любимый инструмент манипуляции “инфоцыган” ( людей, которые продают бизнесу всякую околесицу). Мол, вы не знаете, какова ваша целевая аудитория, а мы сейчас найдем ее. Прочитайте эту статью, чтобы узнать факты, которые вас точно удивят. 

Целевая аудитория — это не универсальное понятие: оно может относиться к продуктовому маркетингу, к PR-активностям и к самой рекламе. Мифическую рекламную аудиторию оставим на десерт, а пока разберемся с первыми двумя.

В продуктовом маркетинге вы находите свою аудиторию до того, как запустили рекламу, иначе уже поздно. Поэтому когда вы слышите про ЦА в классическом ее виде (женщины 40 лет, которые ходят в магазин у дома), — это, скорее всего, описание продуктовой целевой аудитории. Прежде чем создать продукт, вы выясните, кто будет покупать его, а на основе этих данных создаете продукт, упаковку и места продажи. 

Например, вы решили производить простые резиновые калоши черного цвета по минимальной цене. Вы понимаете, что ваши потребительская аудитория — люди, имеющие дачу или загородный дом. Поэтому и размещаться будете в садовых и хозяйственных магазинах в пригороде. Может быть, больше в регионах РФ, а не в Москве и Петербурге. Вам нужны полки в самых дешевых магазинах, а уж точно не реклама в диджитал. Вы конфигурируете продукт до того, как начать дистрибуцию. 

Целевая аудитория в соцсетях (равно как и в СМИ) — тема из области PR-присутствия. Главная ошибка, которую совершают все, в том, что вы ищете целевую аудиторию, когда в соцсети она уже сформирована самой площадкой. Придя в Instagram (признана экстремистской организацией, деятельность на территории России запрещена), вы хотите найти определённых людей с определёнными характеристиками. На самом-то деле соцсеть уже давно вокруг себя сформировала пул  людей и вам же их продаёт. Вам просто нужно понять, нужна ли вам эта аудитория, и выглядеть нативно и органично для нее. 

Придя на рок-концерт в смокинге, вы будете выглядеть странно. Также и с социальными сетями: в каждой есть свой дизайн-код, TOV и т.д.

Теперь самое любопытное — рекламная целевая аудитория. Никто не говорит о главном: в рекламе целевая аудитория вообще обезличена. Это не люди: не мужчины, не женщины, не жители городов, не собаководы. Целевая аудитория в рекламе — это набор параметров устройств. Человек, о котором вы ошибочно думаете, является просто характеристикой устройства. Если мы говорим про контекстную рекламу, прежде всего целевой аудиторией будет MAC-адрес телефона, кэш данных wi-fi, cookies самого браузера. 

Все это технические данные о пользователях, которые с большей вероятностью совершают какие-то действия. Когда вы приходите и просите настроить рекламу на любителей лошадей возраста 30-40 лет женского пола, сделать это невозможно, потому что в рекламе данные обезличены. Вы можете настроить рекламу для людей, которые с большей вероятностью посещают те или иные сайты, делают какие-то поисковые запросы, таким образом собирая кэш о себе в браузере и т.д. Как еще можно оптимизировать запрос, чтобы не попасться в ловушку? Например, сказать: “Мне нужны люди, которые будут стоить мне максимально дёшево за посещение сайта”. 

К сожалению, истина про обезличенные данные настолько удивляет клиентов рекламных агентств, что они словно отказываются ее воспринимать, продолжая мечтать о мифической женщине-собакововоде 30+.

Скиньте эту статью друзьям и коллегам: уверены, они тоже будут удивлены!
https://top-fwz1.mail.ru/tracker?id=3243237;e=RG%3A/trg-pixel-2597713-1648148826315;_={{random}}