Аутсорс отдела маркетинга. Как не нарваться на проблемы
Аутсорс в маркетинге среди всех вариантов зарекомендовал себя, как наиболее рабочий. Причину можно проследить на опыте, если поработать и со штатом, и с аутсорсом. Однако аутсорс — не панацея: у него есть свои плюсы и минусы. О них и пойдет речь в статье.
Очень часто во многих компаниях, особенно в новых стартапах, где не уделяется должное внимание построению отдела маркетинга, как такового, гонятся за эффективностью маркетинговой цепочки. Бюджет может скапливаться в руках одного или нескольких человек из небольшой команды, которые нередко принимают неверные решения, идя по накатанной .
Чтобы этого не происходило, стоит разными способами подключать на аутсорсе отдел маркетинга. Можно и полностью аутсорсить отдел маркетинга, но это рискованная схема: у вас должен быть хотя бы один штатный маркетолог, а лучше — команда.
Можно брать индивидуальные консультации у маркетологов. Можно составлять функциональные отделы из сотрудников на аутсорсе, закрывая на них дизайн, построение маркетинговой цепочки и т.д.
Полноразмерный штатный отдел маркетинга, как правило, находит путь наименьшего сопротивления, и команда начинает со временем засахариваться. В итоге вместо того, чтобы придумывать какие-то новые варианты, делать что-то новое, команда “старичков” становится тяжелой неподвижной структурой, где то и дело мелькают недочеты в работе, недовольство клиентов и самой же команды.
Поэтому я рекомендовал бы для эффективной команды не только не бояться, а обязательно брать какую-то часть маркетингового отдела на аутсорс. Можно и бОльшую часть, но предварительно правильно выстроить показатели kpi и расставить основные задачи. Тут-то и потребуются настоящее руководители внутри организации.
Основная проблема при аутсорсинге маркетинга не нова и многим будет знакома. Когда заказчик не знает, что конкретно ему нужно, и обращается к организации: “Вы же профессионалы, вы и подскажите!” Однако на самом деле никто кроме заказчика не расставит основные чекпоинты на пути к результату работы.
В первую очередь нужно исходить из того, что бизнес и маркетологи в равной степени отвечают за результаты. Когда вы аутсорсите часть маркетинга, естественно, вы ставите перед сотрудниками kpi и прочие цели. Однако так или иначе за конечные результаты отвечают собственник бизнеса. Эта правда иногда колет глаза владельцам бизнеса, но, как говорится, baby it's fact.
Нельзя аутсорсить “свою голову “ и весь результат работы бизнеса на отдел маркетинга. Отдел— это всего лишь отдел, пусть даже и такой важный, как маркетинг. Да, аутсорс — это грандиозная экономия времени, определенная экспертность, но это не повод полностью перекладывать на него всю ответственность.
Если вы решили привлекать аутсорсинг в маркетинг, всё равно держите руководителя отдела маркетинга внутри своей организации для того, чтобы он экспертно мог расставить основные задачи при найме и при заказе услуг у сторонних организаций.
Большая проблема проблема номер два — экономия. Нужно понимать, что маркетинг — это очень ресурсоемкое направление, которое требует настоящих экспертов. Здесь действительно очень сложно искать кадры: направление испытывает огромный кадровый голод. Поэтому организаций, которые действительно оказывают услугу на высоком уровне, не так много и стоят они недешево.
Экономия в маркетинге — это страшный убийца развития вашего бизнеса, поэтому берите действительно классных и экспертных специалистов. Для тех, кто по старинке считает: “Вы же просто рекламу настраиваете” и “Да там только картинку нарисовать”, напомню, что настоящие профессионалы тратят 10.000 часов на получение знаний и опыта, чтобы вам это всё за 15 минут сделать и рассказать. Как говорится: “Мне это стоило не час времени, а час + целую жизнь”.
Также я бы предостерег от сотрудничеств с агентствами “номер один” или теми, кто занимает огромную долю рынка. Как правило, они тоже идут уже по инерции и ничего нового и современного предложить. Лидеры рынка, а также компании и специалисты, которые выкупают большой объем трафика, кто всегда на виду и слуху — это не гарантия успеха. Из опыта видно, что чем больше внешний пиар, тем менее эффективны процессы внутри организации.
Еще один важный момент — осторожно пользоваться советами и рекомендациями. Да, рекомендательный канал для нас очень важен, но маркетинговые путь у каждого свой. Послушав советы, что кто-то кому-то помог на 200 %, вы можете нарваться на ложные ожидания. Подбирайте компанию или специалиста, четко зная задачи и отбирая тех, кто выполняет их с наилучшей результативностью.
Мою компанию тоже можно назвать аутсорсом. Мы — та самая маркетинговая функция: у нас есть стандартный приёмы и инструменты, которыми мы пользуемся при запуске определённых процессов. Это лидогенерация, работа над узнаваемостью и т.д. Клиенты приходят из разных сфер, включая B2B, и то, что применимо к условным системам пожарной безопасности, не всегда применимо там к пекарням и т.д. Поэтому надо опираться на статистику рекламных кампаний, эффективность и спокойно принимать, что придется перепробовать разные варианты, делать AB-тесты, чтобы нащупать то, что вам необходимо.
Например у нас часто спрашивают, специализируемся ли мы на той или иной нише. Классно быть нишевой компанией, но это не совсем правильно, потому что у каждого бренда свой путь, даже если и в одной нише. У кого-то все работает на холодных звонках, у кого-то — на входящих, кто-то научился конертировать заявки с других площадок и агрегаторов.
Ваш маркетинговый путь всегда будет отличным от других, поскольку тот продукт, который вы делаете, уникален. В нём, как минимум, работаете вы, а вы— уникальный человек.
Можно не жалеть времени на этап знакомства с проектной командой. Пообщаться в формате хотя одного часа, чтобы не совсем вслепую делать выбор. Можно взять на аутсорс сразу несколько команд, если позволяет бюджет, и выбрать наиболее перспективную.
О чем еще не забывать при выборе подрядчика? Что никакой магии рекламы нет: все есть инструменты и умения, которые эффективны настолько, насколько это в них заложено. Хороший маркетинг не похож на рождественское чудо: он достигается цепочкой удачных и не очень гипотез, и тут уже неважно, на аутсорсе ваша команда или уютно стол к столу собралась в офисе.
Очень часто во многих компаниях, особенно в новых стартапах, где не уделяется должное внимание построению отдела маркетинга, как такового, гонятся за эффективностью маркетинговой цепочки. Бюджет может скапливаться в руках одного или нескольких человек из небольшой команды, которые нередко принимают неверные решения, идя по накатанной .
Чтобы этого не происходило, стоит разными способами подключать на аутсорсе отдел маркетинга. Можно и полностью аутсорсить отдел маркетинга, но это рискованная схема: у вас должен быть хотя бы один штатный маркетолог, а лучше — команда.
Можно брать индивидуальные консультации у маркетологов. Можно составлять функциональные отделы из сотрудников на аутсорсе, закрывая на них дизайн, построение маркетинговой цепочки и т.д.
Полноразмерный штатный отдел маркетинга, как правило, находит путь наименьшего сопротивления, и команда начинает со временем засахариваться. В итоге вместо того, чтобы придумывать какие-то новые варианты, делать что-то новое, команда “старичков” становится тяжелой неподвижной структурой, где то и дело мелькают недочеты в работе, недовольство клиентов и самой же команды.
Поэтому я рекомендовал бы для эффективной команды не только не бояться, а обязательно брать какую-то часть маркетингового отдела на аутсорс. Можно и бОльшую часть, но предварительно правильно выстроить показатели kpi и расставить основные задачи. Тут-то и потребуются настоящее руководители внутри организации.
Основная проблема при аутсорсинге маркетинга не нова и многим будет знакома. Когда заказчик не знает, что конкретно ему нужно, и обращается к организации: “Вы же профессионалы, вы и подскажите!” Однако на самом деле никто кроме заказчика не расставит основные чекпоинты на пути к результату работы.
В первую очередь нужно исходить из того, что бизнес и маркетологи в равной степени отвечают за результаты. Когда вы аутсорсите часть маркетинга, естественно, вы ставите перед сотрудниками kpi и прочие цели. Однако так или иначе за конечные результаты отвечают собственник бизнеса. Эта правда иногда колет глаза владельцам бизнеса, но, как говорится, baby it's fact.
Нельзя аутсорсить “свою голову “ и весь результат работы бизнеса на отдел маркетинга. Отдел— это всего лишь отдел, пусть даже и такой важный, как маркетинг. Да, аутсорс — это грандиозная экономия времени, определенная экспертность, но это не повод полностью перекладывать на него всю ответственность.
Если вы решили привлекать аутсорсинг в маркетинг, всё равно держите руководителя отдела маркетинга внутри своей организации для того, чтобы он экспертно мог расставить основные задачи при найме и при заказе услуг у сторонних организаций.
Большая проблема проблема номер два — экономия. Нужно понимать, что маркетинг — это очень ресурсоемкое направление, которое требует настоящих экспертов. Здесь действительно очень сложно искать кадры: направление испытывает огромный кадровый голод. Поэтому организаций, которые действительно оказывают услугу на высоком уровне, не так много и стоят они недешево.
Экономия в маркетинге — это страшный убийца развития вашего бизнеса, поэтому берите действительно классных и экспертных специалистов. Для тех, кто по старинке считает: “Вы же просто рекламу настраиваете” и “Да там только картинку нарисовать”, напомню, что настоящие профессионалы тратят 10.000 часов на получение знаний и опыта, чтобы вам это всё за 15 минут сделать и рассказать. Как говорится: “Мне это стоило не час времени, а час + целую жизнь”.
Также я бы предостерег от сотрудничеств с агентствами “номер один” или теми, кто занимает огромную долю рынка. Как правило, они тоже идут уже по инерции и ничего нового и современного предложить. Лидеры рынка, а также компании и специалисты, которые выкупают большой объем трафика, кто всегда на виду и слуху — это не гарантия успеха. Из опыта видно, что чем больше внешний пиар, тем менее эффективны процессы внутри организации.
Еще один важный момент — осторожно пользоваться советами и рекомендациями. Да, рекомендательный канал для нас очень важен, но маркетинговые путь у каждого свой. Послушав советы, что кто-то кому-то помог на 200 %, вы можете нарваться на ложные ожидания. Подбирайте компанию или специалиста, четко зная задачи и отбирая тех, кто выполняет их с наилучшей результативностью.
Мою компанию тоже можно назвать аутсорсом. Мы — та самая маркетинговая функция: у нас есть стандартный приёмы и инструменты, которыми мы пользуемся при запуске определённых процессов. Это лидогенерация, работа над узнаваемостью и т.д. Клиенты приходят из разных сфер, включая B2B, и то, что применимо к условным системам пожарной безопасности, не всегда применимо там к пекарням и т.д. Поэтому надо опираться на статистику рекламных кампаний, эффективность и спокойно принимать, что придется перепробовать разные варианты, делать AB-тесты, чтобы нащупать то, что вам необходимо.
Например у нас часто спрашивают, специализируемся ли мы на той или иной нише. Классно быть нишевой компанией, но это не совсем правильно, потому что у каждого бренда свой путь, даже если и в одной нише. У кого-то все работает на холодных звонках, у кого-то — на входящих, кто-то научился конертировать заявки с других площадок и агрегаторов.
Ваш маркетинговый путь всегда будет отличным от других, поскольку тот продукт, который вы делаете, уникален. В нём, как минимум, работаете вы, а вы— уникальный человек.
Можно не жалеть времени на этап знакомства с проектной командой. Пообщаться в формате хотя одного часа, чтобы не совсем вслепую делать выбор. Можно взять на аутсорс сразу несколько команд, если позволяет бюджет, и выбрать наиболее перспективную.
О чем еще не забывать при выборе подрядчика? Что никакой магии рекламы нет: все есть инструменты и умения, которые эффективны настолько, насколько это в них заложено. Хороший маркетинг не похож на рождественское чудо: он достигается цепочкой удачных и не очень гипотез, и тут уже неважно, на аутсорсе ваша команда или уютно стол к столу собралась в офисе.