Как побороть страх чистого листа?
В каких обстоятельствах появляется ступор при подготовке нового текста?
Все ощущают страх чистого листа. Если даже и не страх, то легкий дискомфорт, ̶с̶у̶х̶о̶с̶т̶ь̶ ̶и̶ ̶ж̶ж̶е̶н̶и̶е̶. Иван Бунин, например, решал вопрос с чистым листом радикально: садился и писал “Иван Бунин, Иван Бунин, Иван Бунин” до конца страницы.
Гоголь был еще более жесток к белому листу и себе: “Николай Васильевич Гоголь – дурак, Николай Васильевич Гоголь – дурак” — тренировался классик в начале страницы.
Сейчас бы сказали “фрирайтинг”, а тогда — “экая писательская блажь и загогулина!”
Кстати, мне фрирайтинг помогает с утра: когда первые задачи уже стоят, а в голове слышны пока только помехи и вой терменвокса. Тогда я открываю заметки и записываю обрывки тезисов и даже каких-то бессвязных соображений.
Чтобы попробовать фрирайтинг, нужно выделить 15 минут, сесть и писать:
-без усилий;
-без редактуры;
-без лишних ожиданий от полученного.
Метод рекомендован при упадническом состоянии и отсутствии идей, даже если человек не работает с текстами.
“Что говорить, когда нечего говорить”
Эту фразу используют актеры массовых сцен, когда изображается гудение толпы и едва различимые разговоры. Меняя интонации, голоса и мимику, они проговаривают без остановки: “Что говорить, когда нечего говорить”.
Это очаровательный прием: торжество простоты и находчивости.
Однако “Что писать, когда нечего писать?” — вопрос уже другого плана. Часто он значит, что, напротив, слишком много хочется написать, или наметки звучат неубедительно.
Тексты в нашем разговоре уместно разделить на профессиональные (те, что надо сдать заказчику, и дедлайн уже конечно просрочен) и личные (тончайший гипнотический эфир на пальцах, которые едва поспевают писать “от сердца”).
В самом деле эти два вида работы над текстами кое-что роднит.
И написание “от ума”, и “спикинг фром ё харт” — тексты, в которых ты точно знаешь, о чем говоришь.
В первом случае знание аккумулируется из профессионального опыта и ответов на вопросы, которые могли бы заинтересовать релевантную аудиторию.
Во втором — житейский опыт и интуитивная уверенность, что эти слова должны быть здесь.
Выходит, определяя в начале, что именно звучит доказательно и выразительно, проще тянуть смысловую ниточку текста.
Техника рывка
Сложно назвать советом то, что я попытаюсь за него выдать, но далее признаюсь честно. Если текст ждут в 13 часов, где-то до 12:45 я буду ходить, отвлекаться на внезапно неотложные дела, кривиться в монитор и убиваться, что ничего не выйдет. Когда искусственно созданный ажиотаж дедлайна достиг пика, приходится писать.
В этот момент включается рывковый механизм, и на обед можно уже порхать на крыльях свободы отправленного текста.
Кажется, эта характеристика людей так и звучит — “сотрудники с рывковым типом производительности”.
Заказчику кажется, что 90% времени наш “рывковый” исполнитель не делал ничего, однако задача выполняется за оставшийся час без нареканий.
Безусловно, не назову этот метод работы универсальным. Скорее намекаю на то, что путей заполнения того самого белого листа много, и здорово найти комфортный для себя.
Как это работает
Проверим мои методы на недавней задаче.
Нужно собрать простой и доступный гайд по таргетированной рекламе: https://vc.ru/u/783312-kseniya-kostina/231308-gayd-po-targetirovannoy-reklame-dlya-biznesa. Его прочтут владельцы бизнеса, не имеющие знаний в дебрях статистических показателей, аббревиатур и т.д.
- ищу, в чем мое знание, которое поможет людям
Через своеобразную модель “прием у доктора”, намечаю: клиент “жалуется” на недостаточную осведомленность в настройке таргетинга. “Выписываем” ему понятную инструкцию с конкретными шагами и схемами.
- в поисках забавного легкого вступления накидываю несколько предложений фрирайтингом.
Не нравится — стираю. Вышло слишком много —убираю половину слов. Непонятные образы меняю на простые. Сохраняю легкость и юмор: ближе к середине и без того будет тяжело, когда появятся вкрапления терминологии.
- прокрастинирую целый час, чтобы потом взять и записать все пункты по порядку (выполнять этот пункт необязательно).
- делю материал на подзаголовки, пункты и списки
Глаза читателей благодарят за простую архитектуру текста: чем больше визуальных “якорей”, тем легче уложить в голове смысловые блоки.
- перечитываю текст на предмет “...а оно кому-нибудь надо?”
Если все пункты в рамках темы удалось охватить, и они выглядят убедительно, отправляю и жду правок.
Кстати, правки — важный элемент работы, с которым обязательно нужно наладить отношения. Много текстов — много правок: нужно просто представить себя Буддой на цветочной проповеди, улыбнуться смиренно и подправить.
Ошибка начинающих авторов в присваивании критики текста себе лично.
Однако плохой текст — это никак не плохой вы.
Да, в практике будут моменты уступок бредовым идеям и капризам, а будут и ваши откровенные провалы и слабые материалы. Убиваться по этому поводу просто не будет времени. Поэтому адекватное отношение к критике придется прокачать как мышцу, чтобы сердечная в это время работала спокойно.
Удачи!
Все ощущают страх чистого листа. Если даже и не страх, то легкий дискомфорт, ̶с̶у̶х̶о̶с̶т̶ь̶ ̶и̶ ̶ж̶ж̶е̶н̶и̶е̶. Иван Бунин, например, решал вопрос с чистым листом радикально: садился и писал “Иван Бунин, Иван Бунин, Иван Бунин” до конца страницы.
Гоголь был еще более жесток к белому листу и себе: “Николай Васильевич Гоголь – дурак, Николай Васильевич Гоголь – дурак” — тренировался классик в начале страницы.
Сейчас бы сказали “фрирайтинг”, а тогда — “экая писательская блажь и загогулина!”
Кстати, мне фрирайтинг помогает с утра: когда первые задачи уже стоят, а в голове слышны пока только помехи и вой терменвокса. Тогда я открываю заметки и записываю обрывки тезисов и даже каких-то бессвязных соображений.
Чтобы попробовать фрирайтинг, нужно выделить 15 минут, сесть и писать:
-без усилий;
-без редактуры;
-без лишних ожиданий от полученного.
Метод рекомендован при упадническом состоянии и отсутствии идей, даже если человек не работает с текстами.
“Что говорить, когда нечего говорить”
Эту фразу используют актеры массовых сцен, когда изображается гудение толпы и едва различимые разговоры. Меняя интонации, голоса и мимику, они проговаривают без остановки: “Что говорить, когда нечего говорить”.
Это очаровательный прием: торжество простоты и находчивости.
Однако “Что писать, когда нечего писать?” — вопрос уже другого плана. Часто он значит, что, напротив, слишком много хочется написать, или наметки звучат неубедительно.
Тексты в нашем разговоре уместно разделить на профессиональные (те, что надо сдать заказчику, и дедлайн уже конечно просрочен) и личные (тончайший гипнотический эфир на пальцах, которые едва поспевают писать “от сердца”).
В самом деле эти два вида работы над текстами кое-что роднит.
И написание “от ума”, и “спикинг фром ё харт” — тексты, в которых ты точно знаешь, о чем говоришь.
В первом случае знание аккумулируется из профессионального опыта и ответов на вопросы, которые могли бы заинтересовать релевантную аудиторию.
Во втором — житейский опыт и интуитивная уверенность, что эти слова должны быть здесь.
Выходит, определяя в начале, что именно звучит доказательно и выразительно, проще тянуть смысловую ниточку текста.
Техника рывка
Сложно назвать советом то, что я попытаюсь за него выдать, но далее признаюсь честно. Если текст ждут в 13 часов, где-то до 12:45 я буду ходить, отвлекаться на внезапно неотложные дела, кривиться в монитор и убиваться, что ничего не выйдет. Когда искусственно созданный ажиотаж дедлайна достиг пика, приходится писать.
В этот момент включается рывковый механизм, и на обед можно уже порхать на крыльях свободы отправленного текста.
Кажется, эта характеристика людей так и звучит — “сотрудники с рывковым типом производительности”.
Заказчику кажется, что 90% времени наш “рывковый” исполнитель не делал ничего, однако задача выполняется за оставшийся час без нареканий.
Безусловно, не назову этот метод работы универсальным. Скорее намекаю на то, что путей заполнения того самого белого листа много, и здорово найти комфортный для себя.
Как это работает
Проверим мои методы на недавней задаче.
Нужно собрать простой и доступный гайд по таргетированной рекламе: https://vc.ru/u/783312-kseniya-kostina/231308-gayd-po-targetirovannoy-reklame-dlya-biznesa. Его прочтут владельцы бизнеса, не имеющие знаний в дебрях статистических показателей, аббревиатур и т.д.
- ищу, в чем мое знание, которое поможет людям
Через своеобразную модель “прием у доктора”, намечаю: клиент “жалуется” на недостаточную осведомленность в настройке таргетинга. “Выписываем” ему понятную инструкцию с конкретными шагами и схемами.
- в поисках забавного легкого вступления накидываю несколько предложений фрирайтингом.
Не нравится — стираю. Вышло слишком много —убираю половину слов. Непонятные образы меняю на простые. Сохраняю легкость и юмор: ближе к середине и без того будет тяжело, когда появятся вкрапления терминологии.
- прокрастинирую целый час, чтобы потом взять и записать все пункты по порядку (выполнять этот пункт необязательно).
- делю материал на подзаголовки, пункты и списки
Глаза читателей благодарят за простую архитектуру текста: чем больше визуальных “якорей”, тем легче уложить в голове смысловые блоки.
- перечитываю текст на предмет “...а оно кому-нибудь надо?”
Если все пункты в рамках темы удалось охватить, и они выглядят убедительно, отправляю и жду правок.
Кстати, правки — важный элемент работы, с которым обязательно нужно наладить отношения. Много текстов — много правок: нужно просто представить себя Буддой на цветочной проповеди, улыбнуться смиренно и подправить.
Ошибка начинающих авторов в присваивании критики текста себе лично.
Однако плохой текст — это никак не плохой вы.
Да, в практике будут моменты уступок бредовым идеям и капризам, а будут и ваши откровенные провалы и слабые материалы. Убиваться по этому поводу просто не будет времени. Поэтому адекватное отношение к критике придется прокачать как мышцу, чтобы сердечная в это время работала спокойно.
Удачи!